В жизни очень редко встречаются такие судьбы, поэтому превращение девочки из обычной семьи во всемирно известную предпринимательницу и "королеву моды" многим в годы ее славы казалось сказкой. Но доброй феи, которая одним взмахом волшебной палочки из ничего создала потрясающий взлет, на самом деле не было. Волшебницей стала сама Энне Бурда, ее прилежание, настойчивость и целеустремленность.
"Я хочу!" – научилась она говорить, когда еще была ребенком. И добивалась того, что хотела. Анна Магдалене Леммингер родилась 28 июля 1909 года в баденском Оффенбурге, в семье машиниста локомотива. Отец любил ее безумно. "Я вовсе не была ангелом", - признавалась она позднее. Мать, тихая и кроткая домохозяйка, не стала для нее образцом для подражания. Напротив, ее мирок, ограниченный кухней, казался Анне слишком тесным.
Она совершенно откровенно говорила, что всегда хотела добиться "чего-то лучшего". В том числе и на первом причастии в 1919 году Анна хотела ехать в церковь на дрожках, как дети из богатых семей. Ее родители отказали: слишком дорого! Но вместе с дочерью соседского булочника Анна наскребла денег и таки поехала на дрожках.
В семнадцать она решила обрезать свои чудесные темные волосы. "Другие девочки носили традиционные косы, а я была коротко подстрижена". Она даже изменила имя. Как в своей любимой песне "Энхен из Тарау", Анна превратилась в Энне, и после этого, когда в Оффенбурге произносили имя "Энне", каждый понимал, о ком идет речь. В 17 лет Энне окончила неполную среднюю церковно-приходскую школу и стала вести кассу на заводе электроприборов. Затем она вела учет по взыскиванию долгов в типографии и издательстве Бурда.
Увидев ее, младший владелец типографии и издательства доктор Франц Бурда был обворожен. "Она была самой красивой девушкой в Оффенбурге", - утверждал он десятки лет спустя. 9 июля 1931 года состоялась свадьба. Энне Бурда подарила мужу троих сыновей: Франца (1932), Фридера (1936) и Хьюберта (1940). А затем, в 1949 году, для красивой, деятельной 40-летней женщины открылись двери к сияющему будущему. Муж подарил ей угасающее модное издательство в городе Лар. В дышащем на ладан издательстве работало всего 48 человек. "Рабочие кабинеты размещались в ресторанчике, в маленьком зале, даже, можно сказать, крошечном". Но Энне Бурда была уверена, что с ее волей и верой в успех она сумеет создать нечто значительное. Она засучила рукава и заявила: "Чудеса делают своими руками".
В 1949 году в Германии был жесткий послевоенный дефицит. В продаже не хватало готовой одежды, и хорошо одеваться женщины могли, только умея шить. Энне Бурда оказалась в нужном месте в нужное время. Она предложила читательницам настоящую моду - дизайнерские тенденции, адаптированные к реальной жизни. И выкройки! Строго говоря, вкладывать в журнал листы с выкройками не было изобретением Энне Бурды, но в историю оно вошло именно как ее ноу-хау. "Она с самого начала придавала огромное значение соответствию и совершенству. Если вы шили что-то 38-го размера, это был 38-й размер", - говорит оффенбургская журналистка Уте Дамен, написавшая биографию издательницы.
Вначале журнал назывался Favorit, но потом на семейном совете решили, что это будет Burda Moden. Стартовый тираж составил 100 тыс. экземпляров. Первый номер с колорированной фотографией на обложке имел большой успех.
В 1963 году Бурда покупает конкурента - журнал Beyer Moden, и тираж вырастает до 1,2 миллионов экземпляров - мировой рекорд того времени для журнала мод. Еще через пять лет Burda Moden продавался по миру тиражом 1,5 миллиона экземпляров.
К этому времени Энне Бурда становится известной. Харизматичная дама привлекала многих. Она дружила с известными дизайнерами - Вольфгангом Йоппом (марка Joop!), Жил Сандер, Карлом Лагерфельдом. Они рисовали для журнала свои модели и таким образом рекламировали себя полуторамиллионным тиражом.
У Burda Moden не было серьезных соперников. Бизнес был довольно хлопотный, требовал специального дорогостоящего оборудования. Несколько журналов Бурда просто купила. Но ее главным конкурентом был развивающийся рынок готовой одежды. "Когда экономика в Германии начала развиваться, люди стали покупать как безумные", - говорит главный редактор немецкого издания Burda Moden Сюзанна Райнль.
Пустить Burda Moden в СССР было политическим решением руководства страны. Журнал начали выпускать "Внешторгиздат" совместно с предприятием "Ферросталь", а Раиса Горбачева назвала появление у нас Burda Moden своим вкладом в демократизацию женщин Советского Союза. Для СССР это была легализация западной культуры и дефицитный товар (анекдот тех времен: "Что за очередь у Кремля? - Да мужики за какой-то бурдой стоят"), для Энне Бурды - выход на крупнейший рынок, который с тех пор только рос.
Как заявил в то время министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер (Hans-Dietrich Genscher), Энне Бурда “сделала больше, чем три дипломатические миссии до нее”. Многие отмечали, что первый выпуск Burda Moden на русском языке стал важным политическим шагом. В честь этого события в Колонном зале Дома союзов был устроен грандиозный показ мод, на который пригласили лучших манекенщиц мира. Правда, простые смертные до дефиле допущены не были. На первом советском “дефиле” присутствовала исключительно партийная элита СССР. Тираж первого русского номера был 100 тысяч экземпляров.
Сейчас тираж BURDA в России составляет 450 тыс. экземпляров против немецких 130 тыс. По финансовому положению 67% читателей журнала в России составляют среднеобеспеченные и обеспеченные женщины (9% читателей - мужчины), причем очень разного социального статуса: 15% - рабочие, 17% - служащие, 21% - специалисты, 12% - руководители, 13% - домохозяйки. Российское издание - самое тиражное среди Burda всех стран. Крупнейший рынок - много шьющий Китай - Burda Moden завоевать не удалось.
Энне Бурда работала в издательстве до начала 1990-х: писала редакторские колонки в каждый номер, осуществляла общее руководство. После ухода на пенсию занялась живописью. Энне Бурда любила проводить время в кругу семьи. К девяноста годам у нее было 3 сына, внуки и правнуки. Энне Бурда умерла в 2005 году в Оффенбурге в возрасте 96 лет. Ее издательство существует и поныне, а журнал Burda Moden выходит в 90 странах на 16 языках и является женским журналом c самым большим тиражом в мире. За свои заслуги Энне Бурда была удостоена множества наград: ордена “Большой крест за заслуги перед ФРГ” (1974); медали Якоба Фуггера Баварских издателей “За выдающиеся заслуги в издании журналов” (впервые присуждена женщине) (1985); ордена Карла Валентина (1990).
Burda Moden сегодня выстроен как сеть с международным разделением труда. "Модная" часть журнала - страницы с фотографиями моделей и листы выкроек - для всех стран одинакова и поступает из Оффенбурга. Национальные издания могут вводить только дополнительные рубрики. Например, в немецком издании нет раздела рецептов, а в российском он есть. Страницы о косметике в Москве делают для России тоже самостоятельно. И рынок рекламы для каждого издания свой.
Редактор российского издания Burda Moden Михаил Лежнев считает, что модель этого журнала трудно воспроизвести. Его конкурентные преимущества - опыт, высокопрофессиональная команда у истоков, вложение денег в ткани, хорошие дизайнеры и манекенщицы.
"Создавать второй Burda Moden было бы слишком хлопотно, это же далеко не конвейер, а каждый раз креатив. Есть куда более легкие варианты в издательском бизнесе", - считает господин Лежнев.
И все-таки нынешний миллион экземпляров по всему миру - это меньше, чем 40 лет назад Бурда выпускала только в Германии. Журнал вынужден меняться, и делает это, прежде всего, учитывая структуру читательской аудитории. Если раньше шили те, кто не мог себе позволить купить, то сейчас шьют те, у кого есть свободное время и кто может себе позволить отличаться. Журнал не устает повторять своим читательницам, что они творческая элита. Немецкое издание предлагает заказывать через редакцию нужные ткани, компонует выкройки в легко вынимаемую брошюру и дает больше текста (репортажи, интервью с кутюрье) и "воздуха" (крупные промо-фотографии аксессуаров). Недавно журнал произвел "фейслифтинг" - в нем появилось большое количество фотографий готовой одежды, новые рубрики о красоте. Burda Moden стал привлекать звезд (своих для каждой страны), которые в специальной рубрике рассказывают о своем гардеробе.