
Я мама и могу еще почти год сидеть дома, пока младшему не исполнится три года, но зачем упускать время, если можно найти работу?
Итак, в моем багаже два диплома о высшем образовании плюс специализированные психологические курсы, двое детей в возрасте 2 и почти 4 лет, уводимых каждое утро в детский сад, и 31 год от даты рождения.
Я могу еще почти год "сидеть" дома, пока младшему не исполнится три года, но зачем упускать время, если можно найти работу? Я опубликовала свое резюме в Интернете, ежедневно просматриваю новые вакансии и не забываю напомнить всем знакомым о желании найти работу.
По первому высшему я – переводчик, по второму – юрист. Мне хочется найти работу или переводчика, или личного помощника, или секретаря-референта руководителя крупной компании. За прошедшие 10 месяцев с начала моего поиска я не смогла найти ничего подходящего в нашем миллионном городе, хотя работать на новом месте я начала через месяц, устроившись на работу по рекомендации моей подруги.
"Первый блин"
Маленькая фирмочка, торгующая каким-то бухгалтерским программным обеспечением. Располагалась она на 1 этаже общежития. Когда я только открыла дверь, мне сразу же захотелось повернуться и уйти, т.к. там царил хаос. Фирмочка занимала 2 комнаты, в одной из них шел ремонт, а во второй гнусно пищал факс и одновременно шел процесс обучения двух женщин бухгалтерской программе. В центре комнаты стояли стол, заваленный грязной посудой и остатками еды, и диван.
Руководителя я прождала полчаса (она была на обеде), за это время подошла еще одна девушка. В беседе с руководительницей выяснилось, что в мои обязанности офис-менеджера будет входить и ведение всей первичной бухгалтерской документации, и курьерские обязанности, и "дневная охрана офиса". По окончании разговора я уже точно не хотела там работать.
Они перезвонили через день и сказали, что я им подхожу. Через 2 часа я должна была идти на собеседование в очень солидное предприятие, поэтому я отказалась.
Газовики №1
Позвонили через неделю после того, как я им отправила свое резюме на должность секретаря приемной гендиректора. Беседа велась в дружеском тоне: "Может, Вы не пойдете на собеседование к нам? Вы слишком умны и образованы для этой должности, Вам подходит должность личного помощника. Ну, хорошо, подходите завтра в 17-00".
На следующий день в 16-50 я захожу в зал заседаний. Оказалось, что начальник отдела персонала обладала достаточной выдумкой и решила провести второй отборочный тур в форме круглого стола. Нас было 12 человек. Я впервые видела в лицо своих конкуренток. Половина пришли на собеседование в каких-то свитерках и кофточках, трое были очень толстыми.
Сначала нас попросили в течение одной минуты рассказать о себе. Все девушки рассказывали по одной схеме: ФИО, возраст, образование, "детей обещаю не заводить", опыт работы и профессиональные умения (если опыт работы был невелик). Я рассказываю самой последней – любое из моих высших образований имеет больший вес, чем образование любой из конкуренток, опыта работы с иностранцами не было ни у кого. За минуту я успеваю подать себе по абсолютно другой схеме – с точки зрения моих карьерных устремлений к должности личного помощника.
Следующий блок заданий – телефонные звонки. Все девушки называют организации, где они работают. Я произношу название Газовиков и вижу, как начальник отдела персонала рисует жирный плюс в моей строке.
Дальше идут стандартные письменные задания. Глядя в мою сторону, начальник отдела персонала ехидно замечает: "А те, у кого есть психологическое образование, вообще должны не раздумывая тесты писать".
Апофеозом всего собеседования было групповое задание. Нам, как секретарям, надо было принять общее и единственное решение о том, в каком порядке мы будем пропускать одновременно пришедших замов по финансам, производству, персоналу, безопасности к гендиректору. В процессе обсуждения ясно видится разница между молодыми девушками до 25 лет (они хотят переложить решение данного вопроса на самого гендиректора) и теми, кто старше (мы предпочитаем урегулировать данную ситуацию самостоятельно).
"Данная задача не имела единственно правильного решения", - поясняет начальник отдела, - "я, конечно, не секретарь, но я бы пошла и спросила гендиректора, в каком порядке он будет выслушивать своих замов. И еще, Вы должны были сгрудиться в кучу, сидеть друг у друга на шее". Я спрашиваю: "А чем плоха процедура переговоров? Ведь мы не менеджеры, и результат был достигнут". Ее ответ показателен: "Кстати, я запомнила, что зама по персоналу Вы решили пустить только номером четвертым".
Через 5 дней мне по электронной почте пришла отписка о том, что я не вошла в число лидеров на данную вакансию.
Химики
Торговая дочка одного из крупнейших химических предприятий области. Ищут второго секретаря в помощь к уже имеющемуся. Секретарь сама ведет собеседование, иногда задает странные вопросы "А Вас не раздражают телефонные звонки?". Мы с ней находим общий язык. Через некоторое время я попадаю на следующий тур собеседования к заму руководителя. Он спрашивает, где именно я живу, выражает радость от того, что я знаю немецкий, и расплывается в довольнейшей улыбке при моем вопросе о формировании зарплаты.
Они решили не брать второго секретаря вообще.
Мясники
Вакансия секретарь-референт гендиректора. Когда я захожу на собеседование в отдел кадров, сотрудника, пригласившего меня на собеседование еще нет, она опоздала на полчаса. Я беседую с другой девушкой, которая через каждые 2 вопроса снова и снова спрашивает меня: "А какая цель деятельности у секретаря-референта? А какие должностные обязанности у него?". Появляется опоздавший сотрудник. Буквально через минуту она начинает орать на меня: "Вы вообще ничего не умеете, Вы ничего из себя не представляете".
Я спокойно сижу и думаю, зачем же она меня пригласила на собеседование, если она заранее знает весь мой потенциал. Она успокаивается и начинает рассказывать о вакансии. Оказывается, им нужен начальник канцелярии. Почему эта должность не была сразу заявлена – непонятно. Зачем начальнику канцелярии свободно говорить на английском – тоже. Еще они убеждали меня в том, что мне очень удобно добираться до этого предприятия от моего дома.
Через 5 дней мне позвонили и сказали: "Мы вынуждены Вас огорчить, Вы не прошли". Я ответила: "Какое счастье!". Девушка на другом конце телефонного провода поперхнулась и положила трубку.
Риэлторы №1
"Приходите к нам на собеседование, мы увидели ваше резюме в Интернете", - звучит в трубке голос представителя агентства недвижимости. "А какая вакансия?" – "Приходите, мы все вам расскажем". Заполняю очередную анкету.
- Очень интересно, но мы хотим предложить Вам новое начало. Вы согласны?
- Я не могу соглашаться с предложением, которого я не знаю.
- Мы сейчас набираем риэлторов.
- Извините, пожалуйста, но в моем резюме точно указано, кем я хочу работать. Я каждый день вижу, как работают риэлторы, мне такая работа не подходит. Мне очень жаль, что Вы сразу не сказали мне, о какой вакансии идет речь, т.к. сэкономили бы и Ваше, и мое рабочее время.
Риэлторы №2
Наученная предыдущим опытом, сразу уточняю, о какой вакансии идет речь. В очередной раз 15 минут жду руководителя. В процессе беседы выясняется, что и график работы мне не подходит (или я к графику не подхожу), и контролировать надо, правильно ли другие сотрудники сложили все свои папочки на своих рабочих местах. Осознав, что я не подхожу для данного агентства, ухожу домой. На следующий день руководитель звонит мне и говорит, что я подхожу на все 100%.
Но почему-то у меня возникает всё большая уверенность в том, что она хочет взять меня именно из-за моего нынешнего места работы. Именно в этот день мне снова говорят о возможности перейти в другой отдел в своей организации. Я звоню в агентство и отказываюсь. Мне тут же предлагают встретиться и делать для них дополнительные услуги за дополнительную оплату, что противоречит условиям моего нынешнего трудового контракта.
На последующие их звонки я просто не отвечаю.
Инвестиционная компания
Вакансия одного из 6 секретарей руководителя. Высылаю резюме. Звонок: "Придите к нам, возьмите анкету и заполните ее". Анкета на 8 страницах (больше чем в самом крупном кадровом агентстве города), на заполнение которой вручную уходит час. Съездила – отдала анкету (по факсу выслать нельзя, им жалко свою бумагу). Через несколько дней приглашают на собеседование с начальницей отдела персонала. Я приехала раньше. Она выдала мне стул, на котором я сидела 15 минут в коридоре, рассматривая потолок, а сама ушла и вернулась только к назначенному времени.
Более часа интервью, эта 40-летняя дама завороженно слушает меня с широко открытыми глазами, в конце дает письменное задание и говорит, что мое приглашение на следующий тур зависит исключительно от тех строк, которые я сейчас напишу, да и оценивать их будет начальник отдела делопроизводства. "Жаль, что у вас такие маленькие дети", - сетует она, - "у нас уже есть две таких девушек, они постоянно на больничном… А так Вы мне очень понравились".
О своем решении они мне не сообщили.
Газовики №2
Они позвонили мне сами. Беседует со мной секретарь, желающая перейти работать в бухгалтерию. Обещает желаемую мной работу нон-стоп и хорошую зарплату. Через несколько дней я сижу уже на собеседовании с генеральным директором и его замом. Зам молчит и просто разглядывает меня. Гендиректор тоже краток: "Вам рассказали о должностных обязанностях? Хорошо, а какое психологическое образование Вы получали?
У Вас 2 детей, скажите, сколько раз в месяц утром Вы будете звонить и сообщать, что не сможете прийти на работу? Очевидно, мои слова о том, что я смогу прийти на работу не к 9, а к 11 часам, вызвав на помощь бабушек-дедушек, его не убедили".
Дилеры
Это была очень странная вакансия, размещенная на сайте одним из кадровых агентств: "Делопроизводитель с профессиональным знанием немецкого и английского языков". В нашем городе нет компаний, ведущих делопроизводство одновременно на трех языках. Я звоню в агентство:
- А Вы знаете иностранный язык?
- Да, я – переводчица.
- Высылайте нам свое резюме, желательно по электронной почте. Потом созвонимся. Через 2 часа.
- Приезжайте к нам в агентство завтра на собеседование.
На следующее утро со мной в агентстве пытается беседовать абсолютно другой сотрудник. Единственная информация, которую я узнаю – то, что работодатель торгует электроинструментом, и что работать надо будет с 9 до 19 шесть дней в неделю. На все остальные вопросы ответ один – "так захотел работодатель, поэтому лучше Вам будет задать ему все вопросы на собеседовании".
Иду на собеседование с психологом ("Вы не пугайтесь, он такой своеобразный") в субботу. Для начала заполняю очередную анкету, наблюдая за тем, как грустный менеджер тычет пальцем в кнопки факса, выполняя ужасно сложную работу – рассылку счетов. Само собой разумеется, что психолог знает руководительницу психологических курсов, когда-то законченных мной. Он отпускает резкие шуточки, то и дело произносит невзначай фразы на немецком, проходя несколько раз рядом со мной, непременно поглаживает по плечу.
Какие у Вас есть ко мне вопросы?
- Расскажите мне, пожалуйста, о моих должностных обязанностях.
- Вон бежит начальник отдела, у которого в подчинении будете работать. Он и расскажет.
Передо мной сидит молодой юрист. Через полчаса из его путаных объяснений я выделяю три своих основных обязанности:
контроль за графиком поставки товаров из-за границы,
переписка по электронной почте с зарубежными продавцами,
сопровождение переговоров.
- Вы знаете, но это не обязанности делопроизводителя. Должность должна быть определена и в трудовом договоре, и в трудовой книжке как референт-переводчик.
- Мы не знали, как правильно назвать должность. Хорошо, подумаем над Вашим предложением. Вы мне так нравитесь, особенно тем, что у Вас есть и опыт работы с иностранцами, и юридическое образование.
Небольшое отклонение от темы беседы на воспоминания о годах учебы и преподавателях.
- Какой размер заработной платы Вы предлагаете?
- 5 тысяч рублей на испытательный срок, 7 – после.
Впечатление вспыхнувшего яркого света в темной комнате, всё становится ясным и понятным. Им нужен переводчик, которому они не хотят платить нормальные деньги, именно поэтому они назвали вакансию "делопроизводитель".
- Извините, но за такие деньги как переводчик я не буду работать. Я начинаю рассматривать подобные предложения только с оплатой от 9 тысяч рублей. Возможно, какой-нибудь студент 4 курса и согласится работать за такие деньги, но не опытный переводчик.
- Но мы же коммерческая фирма…
- Если Вы коммерческая фирма, Вы должны нормально относиться к процессу обсуждения заработной платы (мысль: хотя вряд ли он компетентен решать этот вопрос).
Поскольку он упирается, я не вижу смысла выяснять прочие вопросы, встаю и прощаюсь.
Я не буду подробно описывать еще несколько собеседований и телефонных звонков от работодателей, которые предлагали мне работу на другом конце города за 5-7 тысяч рублей. Я знаю, что без труда смогла бы найти желаемую работу в Москве или Питере, но мой муж уже не хочет уезжать работать туда, его карьера складывается удачно и в нашем городе.
Я продолжу свой поиск дальше, чтобы прорвать дискриминационное кольцо вокруг 30-летней мамы двух детей.
Автор: Юлия Дружинина
Источник: bibicall.ru
Фото: recruit2recruit.net, employmentnewsonline.com, dli.mt.gov, diamondjob.com