Книги, как и все на этом свете, делятся на интересные и неинтересные. Или на полезные и бесполезные. Или на актуальные и устаревшие. В общем, на те, которые стоит оставить и те, которые не жалко выбросить.
Но выбрасывать книги – это же, говорят, неправильно. Так говорят обычно граждане у которых дома нет книг вроде «Харцызск: время, события, люди» и «Программное обеспечение персональных ЭВМ». Передарите им все это и они быстро поменяют свое мнение. От ненужных книг необходимо избавляться! Потому что только так они смогут попасть в руки дизайнеров, которые сделают из них что-нибудь полезное.
Книжные полки
Джим Росно делает полки и этажерки. Бесполезные книги, которые люди отвергли, он превращает в полезные объекты для хранения книг, которые люди действительно читают. Первую такую полку Росно сделал в 2002 году. Он задумывал ее как арт-объект, который должен был вызвать, по расчетам дизайнера, чьи отец и дед всю жизнь были связаны с издательским бизнесом, ропот и негодование культурного зрителя. Вместо этого Росно стали задавать вопросы есть ли у него полки в других расцветках и будет ли скидка, если заказать сразу пять. Так дизайнер стал мебельщиком. Сегодня его полки и этажерки можно найти буквально во всех штатах Америки и в полусотне стран мира.
До того, как заняться столярным делом, Росно зарабатывал на жизнь как автор комедийных скетчей и редактор. То есть, уважение к печатному слову у него было всегда. Поэтому и полки свои он делает не просто подбирая твердые обложки одного размера, — для него важно, что написано на обложке. Из-за этого некоторые полки могут оставаться у него незаконченными месяцами — Росно терпеливо ждет, когда в магазине букиниста или лавке старьевщика ему попадется том, подходящий по концепции. Например, рядом с корешком Fun with a Saw («Забавы с пилой») он использовал Ouch! All About Cuts and Other Hurts («Ой! Все о порезах и других повреждениях»). В другом случае он сделал полку из книг The Hazards of Being Male («Опасности быть мужчиной»), The Predicament of Modern Man («Затруднения современного мужчины»), Women — Pro and Con («Женщины – за и против») и Love or Perish («Люби или Погибни»). Как-то раз полку ему заказал человек, коллекционирующий молочники, и дизайнер выполнил ее из книг о молочном и фермерском хозяйстве.
Когда Росно только начинал свой мебельный бизнес, его книжные полки с двумя кронштейнами стоили в среднем до $200. Маленькие полки с одним кронштейном: $125-$180. Этажерки: от $400 до $800. Сегодня продукция фирмы This Into That («Это – в это») выросла в цене в два раза. В работе Росно использует только старые книги в твердом переплете. Не в смысле «бывшие в употреблении», а в смысле «произведенные много лет назад». «Материалы, из которых их делают сегодня не отвечают моим стандартам, — вот так говорит владелец «This Into That». — Поэтому в моих работах вы редко увидите современную книгу. Они не «мебельного» качества». В производстве используются только корешки, внутренние страницы книг заменяются блоками ресайклинговой древесины. А на дурацкие вопросы типа «Не жалко ли вам уничтожаемых книг?» Джим Росно давно нашел ответ: «Моя вещь приносит радость конкретному человеку. Гораздо больше радости, чем если бы я вручил ему эти же книги в их первоначальном виде».
Вазы
Все начиналось с желания юной выпускницы британского художественного колледжа Лоры Кэхил использовать в своих проектах какой-нибудь бросовый материал. Посетив с исследовательской целью десятки магазинов старьевщиков, гаражных распродаж, свалок, она обнаружила, что предмет, от которого люди избавляются чаще всего, — книга. Причем старые книги, из-за используемого в них клея, требуют особенных затрат при их промышленной переработке.
Первым объектом Лоры Кэхил с использованием бэушных книг стал табурет «Heavy read» («Тяжелое чтение»), сидение которого представляло собой две горизонтальные стопки книг, скрепленные болтами. Затем Кэхил стала создавать с помощью книг фигуры вращения. Для этого она обрезала края книги, удаляла обложку и оборачивала книгу вокруг цилиндрического сосуда. Так получались «книжные вазы», в которые действительно можно было наливать воду и ставить цветы. И, наконец, Кэхил приступила к созданию торшера, сложнопрофильная ножка которого была создана по тому же принципу, что и «книжные вазы», но с использованием большего количества книг. Этот проект она назвала «Reading Light» («Читающий свет»). Что моментально приводит на ум другую девушку-дизайнера, создающую из книг светильники и люстры – Люси Норман. Свой проект Люси назвала – внимание! – «Light Reading» («Светлое чтение»).
Светильники и люстры
Для создания своих люстр Норман использует метод, похожий на тот, что применяет Лора Кэхил. Но есть и фирменное отличие – страницы книг она вначале загибает к корешку. На одну люстру уходит несколько книг, поскольку требуется несколько «плафонов». Как пишут в сопроводиловке к люстре, продающейся по цене £340, «создается эффект теплого света, улавливаемого мягкой геометрической скульптурой, в которой далеко не с первого взгляда угадывается первоначальный материал, из которого она была создана».
Другими словами, но на ту же тему выразился еще один дизайнер «книжных ламп» — американец турецкого происхождения Рэгип Эрдем: «Моя Книжная Лампа пытается распространить материю книги в комнате, используя врожденную способность нашего мозга искать значение в каждом символе». Любимые материалы Эрдема для создания ламп — бэушные альбомы по искусству и дизайну.
Голландский дизайнер Майкл Бом тоже делает лампы, светильники и торшеры из книг. В одних страницы раскрытой книги аккуратно закреплены на одинаковом расстоянии друг от друга (Luce), в других страницам придается некая форма (Pegasus). Помещенный внутрь источник света создает в купе с текстами и картинками интересные игры теней на поверхностях.
Кадки
Три итальянца — Марко Моццато, Лука Берто, Флавио Каррера основали в 2008 году проект с немецким названием Gartenkultur, то есть «Садовая культура», и занялись производством кадок для растений. Изюм в том, что кадки представляют собой настоящие подержанные книги с вырезанной в их теле «ямкой», стенки и дно которой покрыты экологическим влагонепроницаемым лаком. В «ямку» засыпается почва и высаживается растение. Смотрится очень изящно. Конечно, под эту затею подведена серьезная идеологическая база. Если кратко: чтобы появилась книга – нужно пожертвовать растением. Чтобы появилось растение – нужно пожертвовать книгой.
Онлайновый магазин на сайте Gartenkultur уже закрылся и теперь книги-кадки продаются только в шести торговых точках Италии, три из которых – в Милане. И еще в Японии. Предприимчивые японские любители природы быстро скопировали идею итальянцев и под маркой Honbachi («книжный горшок») наладили выпуск своих книг-кадок. Но, во-первых, у японцев заказчик сам выбирает какую книгу он хочет превратить в кадку, и, во-вторых, ему приходит набор, состоящий из книги-кадки, почвы и растения. Высаживать растение в кадку покупатель будет сам. И главное – стенки и дно книжки-кадки не пропитаны лаком, поэтому по мере того, как вы будете поливать растение, книга будет приобретать менее, скажем так, праздничный вид. Хотя, согласно эстетическим категориям дзен – ваби и саби – это даже хорошо. Цена хонбачи размером 160×220×40mm — ¥8400 (880 грн).
Ширмы
Австралийская дизайнер интерьеров и ландшафтный архитектор Саманта Парсонс впервые использовала книги для создания мебели в 2005 году. Она сделала ширму и дала ей человеческое имя. И с тех пор, делая ширмы, всегда дает им имена – «Руби, книжная ширма», «Элиот, книжная ширма»... Каждая ширма состоит из 48 книжных обложек, выстроенных по цветовой гамме и переплетенных между собой. Восемь книжек в высоту и шесть в ширину.
Задумавшись, куда девать неиспользованные блоки страниц, остающиеся после отделения твердых обложек, австралийская дизайнер начала в 2007 году делать «Сиену – столик из книжных страниц», представляющий из себя фигуру цилиндрической формы, состоящую из страниц, загнутых к середине. Парсонс предлагает ставить на «столик», пардон, «Сиену» подносы или тарелки. Такой стол не назовешь надежным и долговечным, но в этом-то, считает австралийка, и вся прелесть – он сделан из бросовых материалов, так что можно его выбросить и сделать новый.
Украшения
Под брендом Littlefly английский ювелир Джереми Мэй создает украшения из книг. И это не какие-то убогие браслетики из плетеных полосок бумаги — это кольца, кулоны, серьги, бусы, о происхождении которых, не зная, вы никогда не догадаетесь.
Мэй выбирает бывшую в употреблении книгу, вырезает из блока страниц заготовку для бижутерии и с помощью инструментов превращает ее в готовое изделие – ламинированное, с проступающими отдельными буквами, в толще которого, состоящей из сотен страниц, скрываются слова и предложения. Книга, из которой были вырезаны страницы, становится футляром для готового изделия. Каждое кольцо или браслет – неповторимы, и чтобы напомнить об этом, Мэй присваивает им уникальный порядковый номер. Официальное же название изделия всегда берется из использованной книги.
Источник: www.znaki.fm
Фото: znaki.fm
Если Вы обнаружили в тексте статьи ошибку, выделите ее, пожалуйста, мышкой и нажмите Ctrl+Enter